Последние комментарии

  • олег мотынга13 апреля, 10:18
    Вопрос: Почему Россельхознадзор не обращается в ФСБ за помощью пресечения завоза в Россию пальмового масла (некондици...Россельхознадзор обратился в ФСБ за помощью в пресечении нелегальных поставок животноводческой продукции из Белоруссии
  • Viktor Konoplev29 ноября, 21:17
    ВВП на встречу и не напрашивался! Не будет, так не будет!Трамп заявил об отказе от запланированной встречи с Путиным
  • Petr Ivashenko21 августа, 14:17
    если судить по условиям работы для тех же вахтовиков на Сабетте-достроят они все в скорые сроки и поставки будут огро...Все дальше в Арктику. На Ямале обсуждают реализацию третьего СПГ-проекта

ПМЭФ: главные задачи для экономики и бизнеса

Москва, 10 июня - "Вести.Экономика" Россия была и остается частью глобального контекста, поэтому постановка задач для российской экономики и бизнеса требует соотнесения внутренней, национальной и мировой повестки. На ПМЭФ обсуждались не только задачи, которые страна ставит перед собой, но и в целом система взглядов российского руководства на состояние мировой экономической системы, отмечает заместитель председателя правления «Альфа-Банка» по связям с органами государственной власти Владимир Сенин.



Владимир Сенин, заместитель председателя правления «Альфа-Банка» по связям с органами государственной власти

Формулируя национальные задачи, приходится считаться с новым трендом – отходом от универсалистской модели глобализации. Крупнейшие экономики стремятся пересмотреть общие правила в свою пользу. Мы вынуждены учитывать этот факт и реагировать на него. При этом задача России на ближайшие годы – войти в «пятёрку» крупнейших экономик мира и закрепиться на среднеевропейском уровне по всем основным параметрам, отражающим качество жизни и благополучия людей. Исходя из этого сформированы и национальные цели по росту экономики и доходов граждан, сокращению бедности, увеличению продолжительности жизни, по развитию образования и здравоохранения, сбережению окружающей среды. На решение этих задач направлены национальные проекты.

Банки готовы сыграть важную роль в реализации национальных проектов. В соответствии с утвержденными на конец 2018 года программами совокупный бюджет проектов составит 25,7 трлн рублей, треть из них (или 7,5 трлн рублей) составят внебюджетные источники, т.е. средства бизнеса. Финансовые организации, и в том числе банки, должны стать активными участниками реализации национальных проектов.

В соответствии с Указом Президента России, можно выделить три направления деятельности, закрепленных на уровне национальных проектов: развитие человеческого капитала, создание комфортной среды для жизни, обеспечение экономического роста. На первый взгляд может показаться, что участие банков и иных финансовых провайдеров предполагается только в последней группе проектов, направленных на обеспечение экономического роста. Однако такой подход оказывается слишком упрощенным. В действительности кредитные организации могут внести заметный вклад практически по всем указанным направлениям. Основные направления развития финансового рынка созвучны с задачами, поставленными в национальных проектах.

Удастся ли нивелировать последствия санкций?

Согласно оценкам Президента, санкции стали реакцией крупнейших экономик на быстрый рост конкурентов с целью сохранить своё доминирование, причём любой ценой. В итоге принципы свободы торговли, честной и открытой конкуренции были отвергнуты. Возобладал язык торговых войн и санкций. В сложившейся ситуации суть российских предложений сводится к тому, чтобы оградить от торговых и санкционных войн поставки товаров первой необходимости: лекарств, медицинского оборудования, систем для ЖКХ, энергетики, которые позволяют снижать нагрузку на окружающую среду и климат. Российский финансовый рынок способен частично восполнить санкционные ограничения в финансовой сфере. Об этом свидетельствует развитие отечественного финансового рынка, устойчивость валюты и отсутствие инфляционных шоков. Более сложной является задача замещения технологий. Стратегические угрозы лежат именно здесь.

Какие договорённости ключевые?

Интересно, что участниками заключенных на форуме соглашений, в основном, оказываются государственные институты и компании с госучастием - по крайней мере, с российской стороны. Вопросы конкуренции и развития частного бизнеса должны быть в центре внимания властей, это направление приоритетное. Это следует, в том числе, из Указа Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», где приоритетным направлением деятельности государства в сфере экономики определено активное содействие развитию конкуренции.

Что сможет Россия получить уже в этом году?

Остановлюсь на тех направлениях, которые касаются банковского сектора и финансового рынка. Во-первых, банковский кредит экономике должен стимулировать экономический рост. Банковское кредитование является ключевым аспектом развития экономики. На 1 июня 2019 года объем задолженности граждан перед банками составил 15,3 трлн рублей, а объем кредитов нефинансовых организаций и индивидуальных предпринимателей – 35 трлн рублей. В совокупности это составляет более 50% ВВП.

Не случайно задача стимулирования и поддержки кредитования закреплена сразу в нескольких национальных проектах. Наглядно идея кредитной поддержки выражена в национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». В соответствии с ним численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, к концу 2024 г должна увеличиться до 25 млн чел. Доля малого и среднего предпринимательства в ВВП планируется на уровне 32,5%, а доля экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, в общем объеме несырьевого экспорта – до 10%.

Во-вторых, мы ждем практического запуска Фабрики проектного финансирования. Запуск ВЭБом Фабрики призван сделать такое финансирование одним из ведущих механизмов экономического развития страны. На прошлогоднем форуме Альфа-Банк и ВЭБ подписали соглашение о сотрудничестве в целях реализации проектов Фабрики.

В-третьих, банковский кредит станет главным драйвером жилищного строительства. Будущее жилищного строительства также зависит от кредитного потенциала банков. В 2017 году Госдума приняла изменения в Закон о долевом строительстве, в которых были установлены новые требования к застройщикам и принципы их финансирования. Новой целевой моделью является проектное финансирование и использование эскроу-счетов. С 1 июля 2019 г. все новые проекты и значительная часть уже реализуемых должны осуществляться на принципах проектного финансирования. Таким образом, согласно оценкам ДОМ.РФ, в течение пяти лет объем банковских кредитов застройщикам должен вырасти почти в десять раз, достигнув 7,2 трлн рублей к 2024 году. Одновременно с этим ставки на рынке ипотечного кредитования должны снизиться до 7 - 8% годовых. На сегодняшний день объем ипотечных кредитов, предоставленных банками гражданам, составляет 6,4 трлн рублей. За пять лет он может вырасти до 10 трлн рублей, т.е. более чем в полтора раза.

В-четвертых, банки являются лидерами информационно-технологической экономики. Политика цифровизации не является самоцелью. Благодаря внедрению новых технологий банки стремятся обеспечить своими услугами население страны, независимо от места проживания и уровня достатка. Речь идет о повышении финансовой доступности, т.е. о возможности потребителей использовать финансовые продукты, необходимые им в течение жизни и в процессе хозяйственной деятельности. Выделяются четыре аспекта доступности финансовых услуг: физическая, ценовая, ассортиментная, ментальная. Обеспечение доступности финансовых услуг является важной социально-экономической задачей и способствует росту финансового рынка и развитию конкуренции, стимулирует экономический рост. Компенсируют ли обещанные инвестиции в национальные проекты отток капитала?

Государству следует стремиться не только к безусловной реализации 13 национальных проектов, но и к созданию институциональных условий для привлечения российского и зарубежного частного капитала в национальную экономику. При благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре и внутреннем инвестиционном климате средства, предусмотренные в национальных проектах, могли бы быть существенно дополнены зарубежным капиталом. В этом смысле было бы полезно подготовить и реализовать еще один, возможно, главный для нашей страны проект – реформу судебной и правоохранительной системы. Если целями и итогами реализации такого проекта станут не переименования органов и смена мест их размещения, а гарантии законности для всех, защиту частной собственности и справедливой конкуренции, убежден, это будет лучшей инвестицией в рост российской экономики.

 

Источник ➝
'

Популярное

))}
Loading...
наверх